Запорожская Свадьба в один год


  Работая по свадьбам в Запорожье, я замечаю, что люди совершенно забыли наши традиции, а многие их вообще не знают. Я то и дело слышу «А что сейчас?» «А благословлять надо?» «А как?» и тому подобное. Что-то взято из Америки, что-то с России, а что-то вообще непонятно чьи обычаи. Глядя на все это я решила написать статью о наших обычаях т. к. очень хочется, чтобы наша молодежь вспомнила наши обычаи и их свадьбы стали красочными и насыщенными.
 Все начиналось еще до свадьбы- происходило 3-4 встречи...


Обряд-вивідування (выведываниеприходили представители рода жениха к родителям невесты с целью наблюдения за хозяйством, порядком в доме и за поведением девушки.

Обряд-сватания  , который был своеобразной «разведывательной операцией» о намерениях противоположной стороны. Чтобы избежать огласки и позора в случае возможного отказа, свататься шли поздно вечером, пробираясь буквально «огородами» . Атрибутами сватовства, а так же символическими знаками согласия в разных регионах Украины были повязывание сватов рушниками, обмен хлебом или разламывание его на две части и обязательное угощение им сватов.
  Обряд- оглядини (смотрины) На оглядини отправлялись родители невесты, ее замужние сестры с мужьями и женатые братья с женами, а иногда и крестные родители. В доме жениха им старались продемонстрировать достаток семьи, для чего некоторым приходилось иногда одалживать у соседей коня, мешки с мукой, зерном, вещи, одежду. Будущих родственников обязательно угощали, в некоторых районах одаривали их пирогами.
  Обряд-заручини (помолвка) - родственников жениха и невесты имела уже юридический характер, закрепляя согласие на брак молодых и их родителей. Сторона, нарушившия договор, должна была заплатить не только за предсвадебные расходы, но и за "безчестя".
  За несколько дней до свадьбы жених с невестой должны обойти всех гостей и лично пригласить их на свадьбу. Они кланяются в пояс приглашенным и говорят: "Казалы батько и маты, и мы кажем. Прыходьте до нас на свадьбу".

  Вытие 
  Ритуальный плач (вытие) происходит на половине невесты. Цель его - показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь вот приходится уходить. На половине невесты справлялся также девичник.

Девичник
Девичник состоял из двух частей: обеда для взрослой родни и гулянки для молодежи. Центральный пункт девичника - хождение в баню с подружками.

Венчание
  Накануне венчания собирается свадебный поезд. Назначаются дружки по два с каждой стороны оберегать поезд от нечистой силы. Чтобы защитить свадебный поезд, дорогу перед ним подметают веником. В то же время веник встреченный на пути свадебной процессии, может повредить благополучию молодых. В день венчания молодые называются "князем" и "княгиней".

Свадьба  В день свадьбы подруги наряжают невесту и за ней приезжает жених на бричке -это в идеальном случае. Иногда жених может одолжить бричку у кого-нибудь для форсу. Жениха на порог не пускают: родственники, дети, друзья требуют выкуп за невесту. Таких барьеров может быть несколько: на въезде в село, на улицах, на входе в дом. Бывает, что жениху приходится пробираться околицами. Затем следует ритуальный осмотр приданного. Причем комната, где находится приданое, должна быть украшена свиной головой - символом плодовитости. После уплаты выкупа едут в церковь на венчание. При выходе из церкви молодоженов могут обсыпать зерном и хмелем, дружка должна трижды обойти поезд с иконой и хлебом, заклиная нечистую сил. Для этого не возбранялось использовать ругательства.  Дома у жениха их встречают родители хлебом и солью. На пороге ставят тарелку. Кто первый встанет, тот и будет в семье главным.
Для того чтобы в реальной жизни молодые легче преодолевали препятствия, во время свадьбы принято было вставлять палки в колеса или подкладывать свинью, или перекрывать дорогу натянутыми веревками (лентами).
  Пир
  На пиру молодые остаются до третьей чарки. Остальные до утра.

  В брачную ночь в комнате оставляют зажженным свет. .
Если до замужества девушка могла ходить с непокрытой головой, то теперь она должна собирать волосы в узел и покрывать голову платком.

Обряд "Хлеб-соль"
Украинский народ всегда отличался своим гостеприимством. Желанных гостей в Запорожье принято встречать хлебом и солью. На Руси же издревле повелось встречать молодых, вернувшихся из церкви после венчания домой, "хлебом-солью".
"Хлебом-солью" встречают молодых теща и свекровь, когда молодые приезжают на место проведения свадьбы. От свекрови по правую руку становится теща и тесть, а по левую - свекор.
Свекрови на руки кладется длинное полотенце, на полотенце - каравай с хорошо закрепленной в середине солонкой с солью. Молодые должны отломать по кусочку от этого каравая и, макнув в соль, съесть свои кусочки каравая.
Хлеб воплощает пожелание благополучия и богатства, а вот соль играет роль оберега, защищающего от враждебных сил и злого влияния. Специально приглашенный колдун, например, брал из рук хозяйки хлеб и соль, разламывал хлеб на кусочки, круто посыпал солью и разбрасывал их по сторонам, чтобы защитить дом от злых сил.
Отказываться от хлеба с солью считалось чрезвычайно неприличным. Сам факт такого угощения являлся знаком особенной приязни и доверия. Считалось, что если накормить хлебом с солью недруга, то он станет другом. Выражение "ты забыл мой хлеб да соль" считалось самым большим упреком неблагодарному человеку.
Само выражение "хлеб да соль", по народному убеждению, отгоняет злых духов. "Хлеб да соль", - говорят, входя в дом, застав хозяев за едой, желая им благополучия.

  Характерной чертой свадебной обрядности украинцев было ритуальное ряженье на второй день свадьбы. Гости, нарядившись женихом и невестой, цыганами, лекарем, дедом, бабой, разгуливали с песнями по селу. Заходя во дворы приглашенных на свадьбу, они ловили там кур, уток, добавляли к ним своих и все несли в дом жениха, где продолжалось гулянье.
Через неделю в доме родителей молодой собирались близкие родственники. Приходили туда и молодые на поклон родителям. Это было завершающим этапом свадебного обряда.